Программа курса



Образовательная программа курса  
 “Журналистика в школе”

                                                    Срок реализации: 2012-2015
                                                               Возраст воспитанников: 10-15 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            Изменение информационной структуры современного общества требует совершенно нового подхода и новых форм работы с детьми. Причина очевидна - за последнее десятилетие новое развитие получили такие средства информации, как глобальные компьютерные сети, мобильные телефонные сети, факсимильная связь и др., а  радио и телевидение вышли на новый уровень цифрового вещания. Главными потребителями новинок  информационных технологий стала современная молодежь и школьники. Если ее несколько лет назад для многих школьников компьютерные игры заменили общение со сверстниками, то в последние годы к этой проблеме прибавилась еще одна – начала набирать обороты мода на виртуальное общение через интернет в социальных сетях. Поход в библиотеку и написание сочинений и рефератов превратился в обыденное  «скачивание» с интернета готовых материалов.
Пересмотр традиционных форм работы с детьми предполагает собой новый подход, который заключается в изменении взгляда детей на информационные технологии, и его фокусировке на возможностях использования   информационных технологий как инструмента для познания мира и осознания себя в нём.
Одновременно необходимо помогать школьникам анализировать и понимать устное и печатное слово, содействовать тому, чтобы дети сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.
Эти два аспекта теснейшим образом связаны между собой и дополняют друг друга в программе «Журналистика в школе».
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

            Настоящая программа рассчитана на 3 года:
1-й год: 192 часов (6 часов в неделю);
2-й год: 192 часа  (6 часов в неделю);
3-й год: 192 часа  (6 часов в неделю).
            Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики, знакомством и введением в профессию через систему знаний по развитию устной и письменной речи детей с использованием новых информационных технологий.
            Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
            Формы занятия, предусмотренные программой:
  1. свободная творческая дискуссия;
  2. ролевые игры;
  3. выполнение творческих заданий;
  4. активные методы формирования системы общения;
  5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе, создание школьной интернет-газеты).
            Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи, интервью. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
            Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 12 человек (творческие семинары возможно проводить 2 группами по 6 человек в каждой).  Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.
Занятия  в кружке помогут  обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации учащихся к предметам гуманитарного профиля.
Технологии, используемые в системе занятий по программе «Журналистика в школе», ориентированы на то, чтобы школьник получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы, а в дальнейшем сыграет роль основополагающего звена для осознанного выбора будущей профессии.

Цель программы:
создание условий для формирования и развития у  учащихся

      интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
      интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
      умения самостоятельно приобретать и применять знания;
      творческого мышления, познавательной активности;
      способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
      коммуникативных навыков.

Занятия  в кружке помогут  школьникам познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.


Задачи программы
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления;
- развитие умения работать в тандеме с напарником (фотографом)
Обучающие:
- формирование умения собирать информацию, обрабатывать и проверять ее, а также выделять аргументы и факты;
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.


Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются:
      желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
      активная позиция во время занятий;
      выполнение творческих заданий,
      участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля разнообразны:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
-  создание школьной интернет-газеты или журнала, где будут размещаться подготовленные материалы; размещение  подготовленных  материалов на сайте школы, классов; публикации лучших работ в специализированных СМИ.
            Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
1-й год обучения – семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);
            - самостоятельная творческая работа;
2-й год обучения – проведение ролевой игры с учащимися с позиций реального или вымышленного лица;
            - конкурс творческих работ;
3-й год обучения – публикации в прессе.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В процессе обучения учащиеся приобретают конкретные

знания:
      из истории журналистики;
      о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
      о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах;
      о законе о СМИ;
и умения
      создавать сочинения разных жанров;
      соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях;
      работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ;
      работать с компьютером, выходить в интернет, создавать собственные странички и сайты;
      добывать информацию, работать с информационными источниками, проводить интервью;
      участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Виды деятельности обучающихся:
      теоретические занятия;
      творческий практикум (сочинения разных жанров);
      работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
      работа с компьютером;
      работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
      анкетирование;
      социологический опрос;
      экскурсии;
      творческие командировки;
      встречи с журналистами;
      участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
      выпуск школьной интернет-газеты, школьной газеты или журнала, активное участие в наполнении контентом интернет-сайта;
      публикации в местной прессе и СМИ ориентированных на детскую аудиторию.

         Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной, районной газеты, специализированных детских СМИ.
            Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
            Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Учебно-тематическое планирование и содержание программы

Первый год обучения

Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1
Вводное занятие
2
               2
4
2
Информационные жанры
Интервью. Подготовка к интервью. Практические рекомендации.
8
8
16
3
Журналистика как профессия.Функции журналистики
6
6
12
4
Требования к журналисту
6
4
10
5
История российской журналистики
12
8
20
6
Формирование жанров журналистики
12
8
20
7
Язык журналистики
8
8
16
8
Стилистические фигуры речи
12
8
20
9
Стилистические фигуры в тексте
8
4
  12
10
Итоговое занятие

6
6
11
Выпуск школьной интернет-газеты или журнала  (начиная со 2 практического занятия)

56
56


Итого

74

118

196
Второй год обучения

Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1
Вводное занятие
2

2
2
Композиция материала
12
12
24
3
Публицистический стиль русского литературного языка
8
8
16
4
Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.
12
12
24
5
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.
12
12
24
6
Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.
12
12
24
7
Технические средства журналиста.
8
10
18
8
Особенности работы журналиста в печатных изданиях
8
8
16
9
Выпуск школьной газеты

44
44

Итого
74
128
192


Третий год обучения

Тема
Теория
(количество часов)
Практика
(количество часов)
Всего
1.
Вводное занятие
2

2
1
Информационные жанры
12
14
26
2
Газетный язык и авторский почерк
12
14
26
3
Этика и мораль. Поступок и мотив
12
14
26
4
Эстетика.
12
14
26
5
Аналитические и художественные жанры Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы
12
14

26
6
Итоговое занятие

6
6
7
Выпуск школьной газеты

40
40
8
Мероприятия «ДООЦ» и участие в них

14
14

Итого
62
130
192
 
Проверка творческих работ учащихся  
Проверка творческих работ учащихся выполняется педагогом по итогам каждого практического занятия с целью формирования видения конечного результата, как наглядного примера и указания алгоритма работы с  допущенными ошибками. 
На проверку работ   отводится по одному часу по окончанию занятий   в общей численности - 3 часа в неделю -  итого дополнительных  96 часов в год. 

Содержание образовательной программы
1-й год обучения
    
      1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
            Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности. Проведение анкетирования. Творческая разминка.


2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ
      Формирование представлений о  профессии журналиста.

3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определённых групп;
- формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. 
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокие знания в области литературы, философии и др.;
- владение литературным языком.

5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика XVIII века.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания. Напишите репортаж «Мой город или мой район». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
      Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
      Жанры журналистики и их особенности.
      Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
      Отличие заметки от корреспонденции.
      Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
      Статья – роль статьи в газетах и журналах.
      Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
      Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
      Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
      Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
      Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
      Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
      Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
      Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ
     
      Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
      Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
      Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
      Стилистические пласты лексики.
      Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Задания. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
      Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
      Напишите рассказ на тему «ОБ этом слове хочется рассказать».


8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
      Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
 
2-й год обучения
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
      Публицистика как особый вид литературы и журналистики.

2. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.

      Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
      Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
      Основные структурные связи в рассуждении.
      Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.


3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
      Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
      Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
Задание. Лингвистический эксперимент (работа с заглавиями текстов, замена, обоснование).

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ
      Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
Задание. Создание и презентация текста определенного жанра.

5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
      Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
      Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
Задание. Взаиморецензирование черновых вариантов статьи, рецензии. Конкурс на лучший отзыв.

6. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
      Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.
      Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
Задание. Самостоятельная работа со справочной литературой, наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; презентация портретного очерка, создание чернового варианта эссе или фельетона.

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
      Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
      Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)
Задание. Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.


8. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ.
      Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

Задания. Прослушайте и просмотрите радио и телепередачи, определите их жанровую принадлежность. Методы и приемы, используемые авторами, оцените уровень их мастерства.

3-й год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
      Вводная мини-лекция преподавателя. Работа со справочной литературой, составление понятийного словаря.

2. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК
      Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

3. ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ
      Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря.

4. ЭСТЕТИКА.
Эстетика как философская категория. 

5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ.
Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).

6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.

Методическая  литература для педагога.
1.     Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации: учеб. пособие. -М., 2006. -
2.     Средства массовой информации России / Под ред. Засурского Я.Н. - М., 2005.
3.     Волкова В.В. Теория и практика массовой информации: курс лекций.  - М., 2006
4.     Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник. - М., 2006.
5.     Прохоров Е.П. Исследуя журналистику: теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. - М., 2006.
6.     Ситников В. Техника и технология СМИ: печать, телевидение. - М., 2005.
7.     Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
8.     Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
9.     Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.
10.  В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
11.  Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
12.  Интернет-журналистика А. А. Калмыков, Л. А. Коханова Серия: Медиа-образование Изд-во: Юнити-Дана, 2005  
13.   Детская журналистика. Хозрасчетные газета и журнал в школе А. П. Гостомыслов Издательство: Издательство Михайлова В. А., 2006 г.
14.  Кузнецов И.В. История отечественной журналистики. Уч. пособие, хрестоматия. М., Наука, 2008.
15.  Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2004.
16.   Средства массовой информации России./ Алексеева М.И. и др. М. Аспект Пресс, 2008



Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
6. Тексты, обозначенные в содержании программы.


Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы и стулья
                                                                              
Технические средства: компьютеры с выходом в интернет;  фотоаппарат, видеокамера, телевизор.
У каждого ребенка – диктофон, блокнот, ручка.
Информационный стенд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий