пятница, 14 сентября 2012 г.

Лекция 1 - Журналист: профессия или призвание

Некоторые относят журналистику к творчеству, другие - к ремеслу, но достоверно известно одно: журналисты ни за что не променяют свою беспокойную профессию на другую. Постоянная смена событий, общение с людьми и активный образ жизни способны заменить им и сон, и отдых.

Журналист: профессия или призвание

О светлом будущем заботятся политики,
о светлом прошлом – историки,
о светлом настоящем – журналисты.
Жарко Петан

Общее описание

Журналист (от фр. journal – дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:

  • сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников);
  • журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);
  • фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями).
Специализация журналиста не является постоянной. Существуют и другие системы классификации журналистов. По приоритетным направлениям в работе: политические, экономические или спортивные обозреватели, журналисты-международники, отраслевые журналисты и другие. По жанровым характеристикам: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист и тому подобное.
В последнее время получила распространение такая профессия, как стрингер. Это самостоятельно работающий журналист, который готовит репортажи непосредственно из «горячих точек», что позволяет ему получать самые актуальные новости прямо из центра событии, но нередко связано с риском для жизни. Часто стрингер-корреспондент работает в паре со стрингером-оператором. Правда, нередко ТВ-стрингер – это штатный сотрудник какой-либо провинциальной телекомпании, подрабатывающий на столичном канале.
Однако специализация журналиста не является постоянной. Сегодня он может работать в газете, а завтра перейти на радио или телевидение; начать свою карьеру как репортер, а впоследствии стать обозревателем-аналитиком. Вот почему вопрос о журналистском образовании вызывает немало споров.

Образование

В России существует более 100 вузов, готовящих специалистов в сфере средств массовой информации. Ежегодно они выпускают 4–5 тысяч журналистов. Кроме того, подготовкой кадров для рынка СМИ занимается много авторских школ, некоммерческих организаций. Однако работодатели постоянно жалуются на недостаток квалифицированных кадров.
«Дело в том, что сегодня перед журналистом стоит очень много новых и сложных задач, – говорит в одном из интервью Анатолий Лысенко, заведующий кафедрой деловой и политической журналистики ГУ-ВШЭ, – потому что основной темой сейчас является не человек, а, скорее, политика и бизнес. Следовательно, в подготовке журналистов главное – доподлинное знание этих сфер жизни общества. Нужно отлично разбираться в социологии, политологии, экономике для понимания сложности механизмов, истинных причин событий и, самое главное, чтобы не позволить вешать себе лапшу на уши. Потому что зачастую журналист становится, мягко говоря, жертвой пиара или источником, через который происходит "слив" недостоверной или тенденциозной информации».
Традиционно высоко ценятся работодателями выпускники одного из самых престижных факультетов журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, где открылась отдельная специализация интернет-журналистики. Аналогичный курс преподается в РГГУ в рамках телевизионной журналистики. Также высоко котируются вчерашние студенты СПбГУ, факультета международной журналистики МГИМО. Выпускники этих вузов наряду с фундаментальным гуманитарным образованием получают специальные знания, необходимые для работы в современной информационной среде.
Из негосударственных вузов хорошее журналистское образование дают Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (ИМПЭ), Государственный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина (ГИТР), Международная академия бизнеса и управления.
В этой профессии добиваются больших успехов и специалисты, получившие высшее филологическое образование – филологи, литературоведы, лингвисты, переводчики.

Смежные карьеры

Известно немало примеров, когда блестящую карьеру в журналистике делали представители других специальностей, причем не только гуманитарного, но и технического профиля.
Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. Деловые СМИ предпочитают брать на работу специалистов в определенных областях. Например, экономический журнал скорее возьмет на работу экономиста, умеющего писать, чем журналиста, разбирающегося в экономике. «Выпускника журфака, умеющего просто хорошо писать, при всем моем уважении к факультету журналистики МГУ, нам слишком мало, – говорит в одном из интервью Татьяна Иванова, главный редактор еженедельника "Экономика и жизнь". – Сотрудник должен хорошо разбираться во многих бизнес-вопросах, уметь отредактировать статью внештатного автора по экономической теме. Поэтому у нас в основном работают бухгалтеры и юристы».
Как можно попасть в журналистику «со стороны»? Скажем, человек состоялся в своей профессии, достиг определенных успехов, но что-то его не устраивает. В таком случае он может прийти в редакцию и предложить свои материалы. Если тексты понравятся редактору, начинающему журналисту предложат поработать фрилансером, а впоследствии могут зачислить в штат. И пусть сначала из под его пера будут выходить статьи не такие гладкие, как у журфаковцев, но зато более глубокие и фактурные. В большинстве редакций соотношение сотрудников с журналистскими и нежурналистскими дипломами примерно 50 на 50.
Поскольку профессия журналиста не требует постоянного нахождения в редакции, то вполне приемлемы частичная занятость, удаленная работа или фриланс. Это привлекает и студентов, которые могут совмещать работу с учебой, и профессиональных журналистов с солидным стажем, работающих одновременно в нескольких СМИ, а также специалистов, у которых основной род деятельности с журналистикой никоим образом не связан, однако в свое свободное время они с удовольствием сотрудничают с различными изданиями.

Функциональные обязанности

  1. Поиск информации. Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три базовых способа ее получения:
    • Наблюдение. Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. У данной способности не может быть «выходных и перерывов на обед». Есть даже профессиональный прием – «включенное наблюдение»: журналист на определенное время становится частью того минисообщества, о котором собирается написать. Например, идет работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам.
    • Интервью. Необходимо отличать интервью как метод получения информации и как жанр. В первом случае это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов, во втором – оформленный в виде вопросов и ответов материал, предназначенный для обнародования.
    • Документ. В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Копию необходимо заверить у лица, по должности уполномоченного это делать. Видео- и аудиозапись в качестве документа рассматривается лишь тогда, когда она является исходной, то есть не подвергалась монтажу. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами.
  2. Обработка информации. Ненормированный рабочий день для журналиста – обычное дело. Собранный материал необходимо внимательно изучить, проанализировать, перепроверить факты, прояснить возникшие вопросы. Журналист приступает к подготовке статьи для публикации в соответствии с требованиями формата издания, жанра, стиля и так далее. Затем подготовленный материал проходит редакторскую правку, после которой нередко возвращается на «доработку» журналисту. Итоговый вариант текста вновь отправляется на редактуру, после чего выходит в свет.
  3. Обратная связь Опубликованная статья, вышедший в эфир сюжет в идеале находят живой отклик в сердцах людей. Читатели, радиослушатели, телезрители нередко пишут в редакцию письма, звонят, оставляют комментарии на форумах онлайн-изданий. Журналист обязан отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.
    Нередко в обязанности журналиста может входить и самостоятельный подбор иллюстраций к статье (например, в небольших редакциях, где позиция бильд-редактора не предусмотрена).

Навыки

Для соответствия требованиям современного российского медиарынка журналисту необходимы определенные профессиональные качества и навыки.
Он должен уметь оперативно обрабатывать большой поток информации, обладать «нюхом на злободневность», ведь именно в этом кроется залог успешной журналистской карьеры.
Также среди необходимых качеств необходимо назвать коммуникабельность, любознательность, эрудицию, гуманистическое мировоззрение, творческие и художественные способности, хорошую память, образное мышление, тактичность, мобильность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, причем в большинстве случаев в режиме нон-стоп.
Институтом массовой коммуникации факультета журналистики СПбГУ был проведен экспертный опрос руководителей различных СМИ. И вот какие наиболее важные профессиональные качества они выделили (в порядке убывания):
  1. Грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль.
  2. Универсализм.
  3. Настойчивость, умение «достать материал», оперативность.
  4. Готовность обучаться, расти профессионально.
  5. Практические навыки журналиста.
  6. Талант.
  7. Коммуникабельность.
  8. Профессиональная этика, порядочность.
  9. Жизненный опыт.
  10. Интуиция.
  11. Правовая «подкованность».
Конечно, в зависимости от специфики СМИ необходимые навыки и умения журналистов могут варьироваться. Так, для теле- и радиорепортера важно иметь четкую дикцию и отличную реакцию, особенно при работе в прямом эфире. Интервьюер и ведущий ток-шоу должны уметь формулировать интересные вопросы, слушать и слышать собеседника, а при необходимости манипулировать им, направлять разговор в нужное русло. От этого напрямую зависит успех статьи или передачи.

Плюсы и минусы

Плюсы:
  • активный образ жизни;
  • встречи и общение со многими известными, талантливыми и просто хорошими людьми;
  • возможность путешествовать по разным городам и странам, бывать там, куда не пускают большинство;
  • статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка».
Минусы:
  • ненормированный рабочий день для журналиста – обычное дело: чтобы успешно конкурировать с коллегами на медийном роле, нужно много работать, например, в ежедневных газетах практически постоянно приходится трудиться в авральном режиме;
  • невозможность «отключиться от работы», так как все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи или репортажа;
  • журналистика входит в список опасных профессий.
«Готовясь стать журналистом, лучше заранее попрощаться с праздниками и выходными, – делится впечатлениями журналистка Анна Ефремова. – Журналистика – пожизненная командировка. Это нормально: ночные звонки шефа, срочные дела и неотложные поездки, кошмарные сны о сдаче номера. Однако не стоит ждать общественного признания за такое феноменальное самопожертвование. Журналистов в нашем обществе не любят. Вранье, недостаток образования, нечистые заработки – все это вменяют им в вину. И мало кто согласен принять на веру, что есть кто-то не такой, грамотный и принципиальный профессионал. Однако журналисты ни за что не променяют свою беспокойную профессию на другую. Это сродни особой болезни: общение с людьми и активный образ жизни способны заменить им и сон, и отдых».

Оплата труда

Зарплата журналиста варьируется в зависимости от тематики («политиков» и «экономистов» оплачивают лучше, чем, например, «культурологов»), «раскрученности», авторитетности издания, качества и объема материала, а также степени известности и профессионализма автора.
Сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Начинающий специалист может рассчитывать на 500–700 y.e. в Москве и 300–400 y.e. в регионах. Если издание имеет узкую специализацию, требующую дополнительных знаний, стартовая зарплата повышается.
Журналисты, работающие в авторитетном столичном издательском холдинге, получают в среднем от 1000 до 3000 y.e. Однако работодатели, предлагающие высокий оклад, как правило, выдвигают довольно жесткие условия – полная занятость и работа в офисе. Но многие кандидаты предпочитают трудиться удаленно, и в этом случае им стоит рассчитывать на зарплату не более 800–1000 y.e.

Перспективы

Журналистам отлично знакома истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Профессиональную карьеру чаще всего приходится начинать в качестве внештатного корреспондента, которого кормят ноги, да и то не очень сытно. Но после того как журналист сумеет себя зарекомендовать, его гонорары резко возрастут, ему уже не придется «бегать» за редакторами, они сами будут стараться привлечь его в свое издание. Как быстро наступит это время, зависит исключительно от журналистских способностей человека и желания «раскрутиться», а также от некоторой доли везения.
Простор для деятельности очень велик – редакционно-издательское дело, литературно-художественная критика, реклама или пиар.
В журналистике возможен вертикальный карьерный рост. Хорошего специалиста могут назначить сначала редактором рубрики, затем начальником отдела, выпускающим редактором – вплоть до позиции главного редактора СМИ.
Впрочем, далеко не все журналисты стремятся занять управленческие должности. Многих не интересует повышение по службе, их больше привлекает горизонтальное развитие карьеры. «Свободный график» позволяет им работать сразу в нескольких СМИ. И дело тут не только в возможности иметь большие гонорары. Многих журналистов привлекает возможность наиболее полно раскрыть свой потенциал, уйти от использования в работе привычных алгоритмов, часто жестко задаваемых форматом, другими словами – избежать профессиональной деформации и эмоционального выгорания, а также расширить творческие горизонты.
http://planetahr.ru/publication/2019

Комментариев нет:

Отправить комментарий