пятница, 30 ноября 2012 г.

О «Болдинской осени», «развесистой клюкве» и не только…



Интервью подготовили :
Савельева Катя, Деньгина Дарья, Романива Лиза (7 класс , ГБОУ СОШ №2009)

Валерий Владимирович Шульжик родился 27 июля 1939 года в городе Хабаровске. Работал матросом и рулевым на пароходе, театральным электриком, а затем актером Краевого театра юного зрителя имени Ленинского комсомола. Писать начал в двадцать лет. Через три года  году вышла первая книжка поэта «Два арбуза» (1963г.), затем вторая — «Веселый мастерок». Окончил Высшие литературные курсы. Продолжая писать стихи для детей, автор пробовал свои силы в прозе. Им написаны повесть «Вот за тем поворотом…» и книга рассказов «Бухта–Барахта». Валерий Шульжик автор нескольких пьес, которые регулярно идут в театрах страны.
Член Союза писателей СССР (России), автор сценария мультфильмов о поросенке Фунтике (снятому по его пьесе "Четвертый поросенок"), сборников "Жил да был бегемот", "Веселые и грустные сказки, адресованные взрослым и детям для чтения и представления в лицах", пьес "По секрету всему свету", "Бременские музыканты", "Синдбад–Мореход", "Азмун – серебряное копье", "Соломенное солнце", "Маленький храбрец" и др.

На днях Валерий Владимирович Шульжик побывал в нашей школе (ГБОУ СОШ №2009). Он провел незабываемый литературный вечер для учащихся начальной школы, а затем на пресс-конференции рассказал о своих творческих планах на будущее юным журналистам, дав несколько ценных уроков.


О «Болдинской осени»,

                    «развесистой клюкве»

                                  и не только…


– Часто ли вас посещает вдохновение и всегда ли оно становится причиной нового произведения?
– Вам наверняка знакомо понятие "Болдинская осень". Когда человек хорошо и много пишет, он говорит: «У меня была "Болдинская осень"». С чем это связанно? Когда в  России  свирепствовала холера, специальными заставами перекрывались  все дороги.  Так  Пушкин застрял в Болдино и  всю осень поэт  провел в деревне.  В это время у него был творческий взлёт, к нему пришло вдохновение. Именно во   время «заточения» он написал так много произведений. Так  кому  мы должны говорить спасибо: «холере», ставшей причиной вдохновения  или вдохновению, ставшего причиной вынужденной ссылки в Болдино?  (Смеется) На самом деле посещению вдохновения обязательно предшествует какое-то событие.
– Почему вы стали именно детским писателем?
 На этот вопрос вам не ответит ни один писатель, ни артист… Человек растет  в мечтах: «я буду генералом», «а я буду балериной», «а я, когда вырасту стану певицей»… Фантазия очень хорошо помогает в выборе профессии, если человек много читает, познает мир…
Бывает, что человек  выбирает профессию, готовится, учится,  а профессия его не выбирает. Это трагедия.  Очень хорошо, когда этот выбор взаимен: ты выбираешь профессию, а она выбирает тебя. К этому выбору нужно подходить очень чутко и тонко.  Часто он зависит от прочитанной книги, от случая, от понимания, что вам именно это работа доставляет удовольствие.  Бывает так, что человек живет вдали от театра,  от всего, что с ним связано, но становится артистом. Как, например,  Василий Шукшин.  Он рос в деревне, но много читал, мечтал, шел к своей мечте постепеннно и стал киноактером.
Выбор профессии  – это не так, что я читаю книжку «Три мушкетера»  и думаю, не быть ли мне мушкетером? Нет, во время чтения человек познает мир и в процессе этого познания нацелен на выбор интереса, а вместе с ним и профессии. Когда я попробовал писать,  у меня неплохо стало получаться, мои работы оценили – так профессия писателя  меня сама выбрала.
   Вы попробовали себя в качестве матроса, электрика театра, а потом и актёра театра, что подтолкнуло вас стать писателем?
– Действительно, я был матросом, потому что поехал поступать в мореходное училище.  Мальчишки и девчонки моего времени хотели стать актёрами, геологами, путешественниками, учителями… А нынешние дети, особенно из очень благополучных семей,  менее романтичны... некоторые хотят служить в таможенной академии, потому что эта профессия очень денежная (смеется). А стать писателем меня подтолкнуло желание писать.
Если  вы хотите стать журналистами, знайте, что всегда будете голодны и биты, но эта профессия того стоит. Прекрасному поэту и моему доброму  учителю Александру  Межирову принадлежат строчки: «Решить проблему пуза Америка смогла,  но отвернулась муза и от меня ушла». Вы понимаете, что в журналистике вы сами решаете, желаете «усладить своё пузо» или  действительно своим пером и пониманием справедливости пытаетесь  улучшить этот мир.
– Откуда берутся ваши персонажи, это исключительно герои вашего воображения, или может быть реальные люди, кто особо впечатлил вас?
– Человеческая память хранит кусочки разных историй и жизненных ситуаций. Когда человек составляет мозаику, он, имея несколько элементов в руках, уже знает, что  этот кусочек нужно сюда положить, а этот – сюда. А когда писатель начинает писать, он ищет в своей памяти что-то подобное, то,  что он видел или слышал, иногда это приходит из другого чувственного ряда. Никто из детских писателей не был брошенным щенком или котенком на морозе, но мы можем себе просто представить, как будучи маленьким, тяжело и страшно остаться без помощи  на холоде…  У нас есть воображение,  что становится понятным!
Часто писатель не может подобрать фамилии своим героям,  потому что ему хочется положительному герою  дать фамилию, например, Северов, а негодяю – Югов, потому что по его представлению много негодяи   чаще встречается именно на юге. Это не правильно. Один мой  хороший знакомый писатель при написании романа своим  героям дал реальные фамилии людей, с кем он в свое время служил в одной роте в армии. При написании сценария для фильма «Срочно… Секретно… Губчека» я бы никогда не выдумал такое большое имя Ахмедиев Аскер Амер Оглы, я тоже дал персонажу имя моего азербайджанского товарища по армии.
– Снятся ли вами придуманные вами герои?
 Я вижу совершенно разные сновидения, но придуманные мною герои в мои сны не проникают.
– Какие ваши любимые произведения и кто их авторы?
 Из детских писателей я люблю валлийского писателя, автора романов, сказок и новелл, мастера парадоксального рассказа Роальда  Даля. Если вы не читали его произведения, обязательно прочтите. Люблю всю русскую литературу,  наших отечественных поэтов. Я лично знаком с некоторыми  из них. Мне сейчас 70 лет с небольшим, а  я за свою жизнь знаком с  четырьмя великими  людьми, которым поставлены памятники в разных городах нашей страны.  Например, с великим драматургом Вампиловым Александром я учился в институте. Он ушел из жизни, когда ему не было еще 35 лет, но о себе он оставил хорошую память в своих произведениях, «Старший сын», «Прощание в предместье» и др. Ему поставлены памятники в Иркутской области  и в Москве.  Другому моему товарищу Рубцову Николаю  памятники стоят во многих городах нашей страны, а в городе Всеволожске улица названа его именем. Я помню, как он ходил до конца апреля  в валенках. Когда мы шли выступать, он стоял у софита, а его валенки начинали нагреваться, с них постепенно шел пар – он был как будто поэт на облаке.
 «В горнице моей светло
Это от ночной звезды
Матушка возьмёт ведро
Молча принесёт воды...– это Рубцов…

– Какое из ваших произведений ваше самое любимое?
– Из моих?… Мне нравится, что мои сказки несут доброе начало и их любят дети. На свете так много прекрасных книг, что любить только свои произведения – только тратить силы. Это не разумно.   Любить нужно  Гоголя, Пушкина, Салтыкова–Щедрина и многих других.  Кроме того, ни один уважающий себя литератор не поставит эти слова рядом «моё собственное любимое произведение». Таким высокопарным стилем настоящий писатель не должен изъясняться.

Среди учащихся начальной школы есть много поклонников Фунтика, автором произведения которого вы являетесь. Будет ли продолжение мультипликационного фильма?
– Понимаете, наше мультипликационное кино, немножко «сломалось», стало  некому рисовать. Например, чтобы зайцу пробежать из одного угла в другой, нужно примерно 200 рисунков. Это очень большая и кропотливая работа. Но времена меняются… Поиск новых технологий, которые облегчили бы работу художников, привел к развитию компьютерных мультфильмов. Например, сказку сначала  разыгрывают актеры, на которых нацеплены специальные датчики, их движение записывается на компьютере, а потом по этим датчикам подставляют животных и создается вариант движения нужного животного или другого персонажа. То есть все те движения, которые делали актеры, перенесены на компьютер и могут быть использованы любым персонажем. Но вместе с этим теряется одухотворенность. Они бездушны. Вспомните кукольный фильм Успенского про Чебурашку.  Все герои: и Шапокляк, и Чебурашка, и крокодил Гена достаточно примитивны, но поскольку в него заложена очень хорошая, человеческая, сердечная идея, этот фильм нравится всем поколениям. Его всегда будут любить, пока существует детское кино. В  нарисованных персонажах вложены частички душ многих людей,  а в компьютерных, увы, этого нет.
 
Трудно ли, по вашему мнению, быть детским писателем, и что вы посоветуете начинающим писателям.
– Начинающим писателем я советую свой творческий труд разделить на три части. Первые две  части читать, а одну треть  – писать. Старайтесь больше тратить времени на познания. Вдохновение само придёт. Никогда не беритесь за написание, если вы не готовы. Мне как-то пришлось писать сценарий о подводных приключениях.  Я взял много книг и стал изучать эту тему,  погружаться в нее, и лишь потом, изучив досконально,  начал писать.  В русской литературе есть такое выражение «развесистая клюква».  Оно появилось таким образом:  Дюма решил писать о русской жизни, а в России еще не был и многого не знал. Его роман начинался словами «Княжна Ванюша сидела под развесистой клюквой». Он наивно предполагал, что клюква   это большое дерево, а Ванюша – женское имя. С тех все неправдоподобные, фантастические описания русской жизни называют «развесистой клюквой».  Поэтому старайтесь  писать только о том, что вы знаете.
Наверняка не раз слышали такое крылатое выражение,  как  «…проходит красной нитью». А все ли знают, как появилось это выражение? Во времена парусного флота в Англии очень много канатов воровали с парусных кораблей королевского флота . С 1776 года приказ адмиралтейства обязывал вплетать во все канаты государственного английского военного флота одну красную нить. Это был знак того, что и сам канат, и судно – государственные, а не частные. Невозможно было отрезать от такого каната ни малейшего кусочка, чтобы «канатокража» не была обнаружена, «отмотать» же или выдернуть эту красную нитку можно было, лишь размотав весь канат. Достаточно представить себе невообразимое сплетение канатного такелажа на парусных судах и эту пресловутую красную нить, проходящую через все это сплетение, чтобы понять переносный смысл международного морского выражения. Интернациональность его проявляется в том, что — как это ни покажется невероятным — фразеологизмом оно стало не в самой Англии, а в Германии. Его создал и впервые употребил Й.–В. Гёте в романе «Родственные натуры».
Поэтому, если встречаете  какое-то выражение, не пробегайте мимо,  а постарайся всегда узнать, откуда оно возникло.

– Какое у вас хобби и как изменялись ваши увлечения в течение всей жизни?

– Я очень люблю путешествовать. Когда я  жил на Дальнем Востоке  у нас было одно увлечение   мы брали лодки, забирались в какое-нибудь верховье реки , например, у верховье ручья Оленья,  и шли самосплавом вниз две недели. Лучшего отдыха я не испытывал. Я был на Мальдивах,  путешествовал в самых разных местах, но ничего не могу сравнить с ощущениями, испытанными при сплаве. Это увлечение на всю жизнь. Теперь, к сожалению, совершить такой сплав достаточно дорогое удовольствие. Это хобби для меня закрыто.

– Над чем вы сейчас работаете?
– Я только что закончил  для кукольного театра одну  сказку  и принялся за другую под названием  "Кукушкины слёзы".  Есть такие цветы в природе "кукушкины слёзы". На народном поверье они вырастают  на том месте, где кукушка уронила слезу. Дело в том, что кукушка не высиживает своих птенцов, а подкидывает их в другие гнезда, а потом, когда приходит старость, она наверняка задумывается, где же мои дети. Эта тема трудная, ведь  сказка адресована маленьким. Она должна быть нравственной и в то же время понятной детям… Кроме того сказка обязательно должна закончиться хорошо… Кукушка подбрасывает курице свое яйцо, а петух говорит: «один цыпленок маленький и говорит «ку»  вместо «ку-ка-ре-ку!»». Курица, прикрыв крылышком кукушонка, отвечает: «Он наш, я знать ничего не хочу… «Ку-ку» говорит, заикается, но я его научу…»  
– Кто вам в детстве перед сном читал сказки?
  Я сам себе читал сказки. Хорошо, когда у вас полная большая семья, и есть такой человек, который  читает вам  сказки. Но, если кому-то, как мне в детстве,  не повезло, не надо сильно расстраиваться. Лучше просто сами себе читайте.  Сначала я читал сказки себе, потом сыну, а теперь читаю  своему внуку.

– Если бы вы вернулись в прошлое, вы бы сделали другой выбор профессии?
– Если бы я вернулся в прошлое, я бы вырос высоким, красивым и кудрявым… ( Смеется) У меня на этот вопрос ответа нет. Но, я хочу пожелать вам  успехов во всех начинаниях, и чтоб у вас всегда  всё было хорошо!

– Благодарим Вас  за прекрасный вечер, доброе интервью и полезные советы начинающим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий